Отчёт о Всероссийском психологическом форуме «Образование. Воспитание. Развитие - 2009»

elektronika_forum.jpg
Город: 
Сочи
Время проведения: 
27/09/2009 - 03/10/2009

.

.        С 27 сентября по 3 октября в Сочи прошли Всероссийский психологический форум «Образование. Воспитание. Развитие - 2009» и Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России - 2009».

Форум состоялся при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Организаторами выступили Московский городской психолого-педагогический университет, Федерация психологов образования России и Центр практической психологии образования.

Всероссийский психологический форум – мероприятие уникальное, которое проходит раз в год и объединяет психологов системы образования. В рамках Форума проводился Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России 2009», а также три научно-практические конференции:

«Психология здоровья в деятельности образовательных учреждений: научно-методические, содержательные и организационные аспекты»

 

«Основные направления деятельности психологической службы образования по обеспечению безопасности детей и подростков»

 

«Основные направления деятельности психологической службы образования по обеспечению безопасности детей и подростков»

 

Научно-практические конференции включали в себя проведение секционных заседаний, семинаров, круглых столов и мастер-классов. Разговор на пленарном заседании получился содержательным и интересным: с докладами выступили директора образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, из разных регионов: О.Е. Буланова (Москва), Н.В. Должикова (Екатеринбург), Т.Н. Клюева (Самара), А.Г. Петрынин (Хабаровск). Палитра рассмотренных проблем оказалась насыщенной и разнообразной: это и перспективы развития психологической службы в условиях нормативного финансирования, и роль службы в построении среды отношений, и ресурсы развития инклюзивного образования, и реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением. Важным дополнением к этой картине, отразившим актуальное состояние службы практической психологии образования у нас в стране, стало выступление И.В. Дубровиной о культурных и этических аспектах психологической помощи.

На секционном заседании  «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: проблемы и решения» (руководители Забродин Ю.М., Буланова О.Е., Чепель Т.Л.) обсуждались конкретные проблемы, связанные с процессом интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду и пути их преодоления.

В рамках круглого стола «Воспитание культуры здоровья» (руководители Дубровина И.В., Клюева Т.Н., Метелькова Е.И.,  Чепель Т.Л.) были подняты вопросы сохранения интеллектуального здоровья в условиях современного образования, а также формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему.

 На секционных заседаниях «Прогнозирование и профилактика социальных рисков в системе образования» (руководители Дубровина И.В., Метелькова Е.И., Чаусова Л.К), «Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» отклоняющегося поведения» (руководители Забродин Ю.М., Болховитин Н.И., Чаусова Л.К.) особое внимание было уделено вопросам, связанным с психолого-педагогическим сопровождением старшеклассников, с профилактикой школьной неуспеваемости подростков, обсуждался процесс оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям в кризисных ситуациях, был рассмотрен опыт Кемеровской области в создании областной  инфраструктуры комплексного психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения в системе образования.

Директор МОУ «Центр психологической реабилитации и коррекции» г. Хабаровска Петрынин А.Г. на семинаре «Обеспечение сохранения здоровья детей с девиантным поведением в ППМСЦ» поделился богатым и чрезвычайно  интересным, а самое главное – дающим реальные и устойчивые результаты - опытом реабилитационной работы с подростками, совершившими правонарушения.

В рамках научно-практической конференции «Развивающий потенциал современной школы» состоялся большой круглый стол «Задачи психологической службы в условиях модернизации российского образования» (ведущие Метелькова Е.И., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Степанова М.А.), темы которого сегодня особенно актуальны: психолого-педагогическое сопровождение образовательных стандартов нового поколения; психологическое обеспечение подготовки и проведения Единого государственного экзамена; олимпиадное движение.

Современные информационные технологии в настоящее время активно используются в образовании. Этой теме был посвящен мастер-класс, проведенный заместителем директора Института педагогики и психологии образования ГОУВПО МГПУ по научной работе Вачковой С.Н., «Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном пространстве школы». На мастер-классе были продемонстрированы разнообразные цифровые образовательные ресурсы – от самых простых до инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), которые могут использовать в своей практической работе педагоги и психологи. Также была показана возможность использования ИУМК для создания собственных ресурсов в практической работе психолога (тестов, наглядных материалов и др.)

Все секции Форума проходили в конструктивном духе. Участники активно обсуждали свои проблемы, искали пути их решения, делились опытом. На заседаниях разворачивались интересные дискуссии, иногда довольно жесткие, но без сомнения содержательные и полезные.

 

 

Особо следует сказать о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2009». Ведь именно тут кипели нешуточные страсти и, в отличие от секционных заседаний, разворачивалось соперничество между участниками. Хочется отметить: несмотря на то, что конкурс это соревнование, в котором у каждого есть стремление обойти конкурентов, на всех его этапах участники охотно помогали друг другу, поддерживали коллег-соперников. Далеко не на всяком конкурсе можно увидеть подобное. Участники конкурса перезнакомились на вводном тренинге и нашли в лице соперников друзей и единомышленников, что позволило продолжить общение, обмен опытом и идеями уже за пределами конкурса.

          Интересно, что почти треть участников конкурса составили педагоги-психологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях (на прошлом всероссийском конкурсе их было значительно меньше), четверо конкурсантов представляли образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, десять конкурсантов – специальные коррекционные образовательные учреждения.

Большое жюри конкурса состояло из представителей семи федеральных округов — директоров ведущих образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Возглавляла Большое жюри Ирина Владимировна Дубровина, авторитет которой в вопросах психологической службы образования непререкаем.

На первом туре «Визитная карточка» конкурсанты представили себя и свою профессиональную деятельность. Сложность заключалась, в том, что организаторами была заранее исключена возможность использования  мультимедийных средств. Творческий потенциал педагогов-психологов оказался поистине неисчерпаемым: на сцене появлялись цыганки в цветастых платках, царевны-лягушки с «пси-стрелами», морское побережье с дельфинами, волшебные зонтики, детские кроватки, корыта и много других неожиданных вещей.

Во второй тур вышли десять конкурсантов. Задание, которое предложили участникам, заключалось в психологической интерпретации известных литературных цитат. Конкурсантов приглашали в зал поочередно, они не знали о предстоящем задании и не слышали ответов соперников, что позволило поставить всех в равные условия. Далее, конкурсанты выступили с защитой психолого-педагогической технологии.

Конечно же, конкурсантам было нелегко. Но и жюри было не просто сделать свой выбор: уровень всех участников оказался высоким, многие предложенные технологии были по-настоящему инновационными и яркими. К участию в третьем туре были допущены трое финалистов: Наталья Гоголь из Самары, Ольга Глебова из Ленинградской области и Наталья Баринова из Москвы.

Им нужно было провести открытое занятие и проанализировать его. На помощь финалистам пришли коллеги-конкурсанты. Именно они стали участниками занятий, их живые реакции, искренняя заинтересованность в происходящем придали работе финалистов особый блеск. Были показаны маленькие «кусочки» авторских психолого-педагогических технологий. Каждое из занятий было интересно по-своему: и сказкотерапевтическое (Наталья Гоголь), и развивающее эмоциональную сферу дошкольников (Ольга Глебова), и обучающее для родителей трехлетних детей (Наталья Баринова).

Вердикт жюри оказался следующим: победителем конкурса «Педагог-психолог России — 2009» была признана Ольга Глебова (Ленинградская обл., г. Всеволожск, МДОУ «Центр развития ребенка» Детский сад № 60), второе место заняла Наталья Баринова (Москва, ГОУ «Центр развития ребенка» Детский сад № 69), третье — Наталья Гоголь (Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа-интернат № 117 II вида г. Самары).

В завершении хочется особо отметить большую работу, проделанную организационным комитетом по подготовке и проведению Форума, благодаря чему были выполнены все поставленные задачи.

А мы будем с интересом ждать следующего года: новых участников конкурса и Форума, интересных докладов, конструктивных дискуссий и просто добрых встреч с коллегами.

 

 

Значимые события отделений

Информация об итогах регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019»

IMG-20190911-WA0021.jpg
Отделение Федерации: 
Свердловская область, г.Полевской

10 сентября 2019 года состоялся финал регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019» в Свердловской области (далее – Конкурс). Читать целиком »

Первый региональный фестиваль «Семейные чтения о семейных ценностях и традициях»

_чтения_о_семейных_ценностях_и_традициях.jpg
Отделение Федерации: 
г.Севастополь

Ко Дню славянской письменности и культуры в конце мая прошел фестиваль «Семейные чтения о семейных ценностях и традициях» для родителей города.  Читать целиком »

Очные испытания I тура регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России–2019»

2019-06-05.jpg
Отделение Федерации: 
Свердловская область, г.Полевской

06 июня 2019 года в г. Екатеринбург состоялись очные испытания I тура регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019» в Свердловской области. Читать целиком »

НПК "Психологические и социально--педагогические аспекты безопасности образовательной среды"

 и социально--педагогические аспекты безопасности образовательной среды.jpg
Отделение Федерации: 
Липецкая область, г. Липецк

Учёные и практики обсудили на межрегиональной конференции психологические и социально-педагогические аспекты безопасности образовательной среды. Читать целиком »

Круглый стол «Инклюзия и дополнительное образование: условия, возможности, перспективы»

2019_04_19.JPG
Отделение Федерации: 
Московское отделение

19 апреля 2019 г. в рамках научно-практического семинара Московского отделения ФПОР состоялся круглый стол на тему «Инклюзия и дополнительное образование: условия, возможности, перспективы». Читать целиком »

ФПО России в 2019г

Издательская деятельность ФПО России

Меню

Экспертиза '13-18