Отчет отделения в г.Тирасполь к X-летию ФПО России
Отделение организовано в 2006-ом году
Основными целями Тираспольского отделения ФПО России являются развитие практической психологии образования и психологической службы как системообразующего фактора модернизации приднестровского образования, содействие формированию единого информационного пространства психологов образования Приднестровья и России.
Деятельность психологической службы школ, вуза направлена на реализацию следующих задач:
- определение факторов, препятствующих развитию личности школьников (студентов) и принятия мер по оказанию различного вида психологической помощи;
- способствовать гармоничному развитию личности;
- оказание помощи педагогам (преподавателям) в решении профессиональных и личностных проблем;
- оказание помощи родителям в решении проблем обучения и воспитания детей;
- профилактика тревожности при сдаче экзаменов учащимися 9,11 классов;
- привнесение в образовательную среду школ, вуза развивающих технологий и их элементов.
Члены отделения ФПО
Фамилия Имя Отчество | должность | Место работы, должность, категория |
Клименко Илона Васильевна | председатель | Начальник Отдела психологического сопровождения и профориентационной работы Приднестровского гос. университета им. Т.Г. Шевченко, руководитель МО психологов образования г.Тирасполь, высшая кв. категория |
Стецюк Татьяна Викторовна | Секретарь, казначей | Психолог ОПСиПР, первая кв. категория |
Ежегодно с 2005г. члены Тираспольского отделения ФПО участвуют во Всероссийских научно-практических конференциях ФПОР. На заседания МО психологов ОУ, на РМНС осуществляются информационные выступления о деятельности ФПО, обсуждаются итоги научно-практических конференций ФПО.
В целом Психологическая служба ОУ г.Тирасполя состоит из 46 школьных психологов и 10 психологов работающих в Отделе психологического сопровождения Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко.
Совместно с Методическим объединением психологов ОУ г.Тирасполь, Психологической службой ПГУ и при участии отделения ФПО были проведены рад мероприятий, значимых для развития практической психологии образования.
Впервые в Приднестровье в январе 2007г. была организована и проведена городская I Неделя психологии по теме «Психолог образования: накопление и систематизация профессионального опыта». Цель проведения данной недели: дальнейшее развитие практической психологии образования и психологической службы МУ «УНО г. Тирасполь», как систематизирующего фактора модернизации столичного образования.
В 2010г. проведена городская II Неделя психологии «Психологическое обеспечение образовательной среды школы. Практический потенциал идей». В рамках Недели психологии были проведены следующие мероприятия: круглый стол «Проблемы и перспективы психологического обеспечения образовательной среды школы»; тренинги «Психологическая защита», «Секреты публичных выступлений», «Психологи и гендерное воспитание в школе», «Искусство общения»; мастер-классы психологов – участников конкурса «Психолог года», деловая игра «Все в наших руках».
В 2009г. впервые проведен городской конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог -2009». В конкурсе приняли участие 16 педагогов-психологов ОУ г. Тирасполь.
За период с 2007г. проведены учебные семинары и тренинги для психологов ОУ по многим значимым темам, таким как «Конфликты в педагогическом процессе и конструктивные пути их преодоления», «Роль положительных эмоций в создании здоровьесберегающего пространства школьника», «Профилактика аддиктивного поведения в работе школьного психолога», «Сказкатерапия как метод работы с детьми», «Психологический подход к раскрытию творческого потенциала учащихся», «Роль психолога в предупреждении девиантного поведения подростков», «Работа психолога по коррекции агрессивности учащихся», «Использование проектного метода Психологической службой ОУ», «Профилактика конфликтных ситуаций в школьной среде».
Психологи образовательных учреждений разрабатывают авторские и составительские программы, например такие как «Интегрированные уроки психологии и литературы в практической деятельности психолога и педагога ОУ» (Клименко И.В.), «Здоровьесберегающее пространство ОУ: психологическое сопровождение» (Направление: профилактика нарушений психологического здоровья субъектов образовательной среды) (Клименко И.В., Стромова А.Ф.), программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися 2 классов «Я познаю себя и других», с учащимися 3 классов «Мир профессий» (Бучкова А.И.). Также была разработана и реализуется городская программа «Формирование навыков здорового образа жизни» (профилактика ВИЧ-инфекции) (творческая группа психологов)
Члены ФПО являются участниками Республиканского научно-методического совета в секции «Психология образования» (Клименко И.В., Соловей Т.И.). Так, например, в 2012г. был подготовлен и проведен семинар по теме «Проблемы в работе психологической службы ООУ», велась работа над создание «Положения о службе практической психологии в системе образования ПМР».
Члены Тираспольского отделения регулярно являются организаторами и участниками различных научно- практических конференций, проводимых в Приднестровском государственном университете им.Т.Г. Шевченко
- 1. Международная научно-практическая конференция «Подготовка компетентного специалиста: наука и практика» 20-21.10.11г. Факультет педагогики и психологии, НИЛ «Педагогическое проектирование».
- 2. Научно-практический семинар «Личность и деятельность психолога в системе образования» 22.03.12г. Факультет педагогики и психологии, кафедра психологии
- 3. Научно-практический семинар «Личностная компетентность педагога».12.04.12г. Факультет педагогики и психологии, НИЛ «Педагогическое проектирование».
- 4. Республиканский учебно-методический семинар «Стратегические направления развития психологической службы организаций образования системы просвещения ПМР». Приднестровский государственный институт развития образования.
В целом следует отметить, что система образования ПМР находится в едином образовательном пространстве с Россией. Членство в ФПОР является значимым для Психологической службы образования г.Тирасполь, т.к. дает возможность соотносить свои действия с основной стратегией развития психологии образования в Российской Федерации.